Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня вопрос развития кинематографии - это не только воспроизводство и преумножение нашего культурного наследия. Фильмы, предназначенные массовой зрительской аудитории, приближаются к точке самоокупаемости и это означает, что кино постепенно становится индустрией, и может рассматриваться как новая живая отрасль отечественной экономики.
Растущий общественный интерес к отечественному кинопроизводству побуждает продюсеров к созданию новых фильмов, владельцев сетей кинотеатров к расширению зоны проката, киностудий к созданию производственной базы, без которой сегодня немыслим современный кинематограф.
Количество посещений зрителями современных кинотеатров является одним из ключевых показателей отечественной киноиндустрии и косвенно характеризует рост аудитории. Количество посещений (проданных билетов) не следует путать с общим количеством зрителей, поскольку каждый зритель может посетить кинотеатр один или несколько раз в год. Если учесть, например, что сегодняшняя целевая аудитория составляет более 10 миллионов человек, то в 2007 году зрители смотрели в среднем около 10 фильмов каждый.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИИ ПРОДЮСЕР
1.1. История возникновения профессии продюсер в мире
Профессия продюсера — относительно молодое явление, в мире ее история насчитывает столетие, в России — гораздо меньше, около двадцати лет. Современные экономические условия диктуют потребность в специалистах данного профиля в сфере искусства и социально-культурной деятельности при создании творческих проектов самого разного масштаба, уровня, качества и направленности. Несмотря на это, в сознании большинства наших современных соотечественников не сложилось четко определенного понятия об этой профессии, хотя профессия продюсера имеет четко определенную историю своего возникновения, а также путь становления и развития в нашей стране , рассмотрение которых является основной задачей данной статьи.
1.2. Исторические аспекты развития продюсирования в России
В России эта профессия появилась в 90-х годах прошлого века, одновременно с переходом на рыночную модель экономики во всех сферах жизни, включая культуру и искусство. Наряду со сферой услуг, торговлей, образованием и другими в социально-культурную сферу внедряется система купли-продажи, появляется термин «творческий продукт». Но было бы неправильно считать момент распада СССР и возникновения Российской Федерации точкой отсчета в истории национального производства, так как каждое явление имеет исторические предпосылки. Д. С. Жарков в своей книге «Постановка и постановка шоу-программ» называет шутовство корнями этой профессии в России. Следует отметить, что многие исследователи усматривают в творческой деятельности бродячих артистов на Руси «предпосылки к цирковому искусству, эстраде и шоу-бизнесу, следовательно, можно сделать вывод, что шутовство действительно было прародительницей производства, ибо именно зрелищные искусства что породило эту профессию. В те далекие времена уличные артисты точно рассчитывали доходные места для выступлений, где можно было бы заработать ту или иную сумму, и самостоятельно устраивали выступления. Кроме того, при Петре I в садах, парках и скверах у вокзалов появились концертные площадки, что вывело уличные развлечения на новый, более высокий уровень.
Кроме того, Сергей Дягилев, организатор блистательных «Русских сезонов» во Франции, входит в число первых в истории постановщиков театральной деятельности. Знаменитый меценат находил таланты, привлекал к оформлению спектаклей артистов первой величины, организовывал выступления своей труппы в лучших залах Парижа. За двадцать лет существования «Русских сезонов» в мире открылось много новых, ранее неизвестных талантов.
В дореволюционном театре в роли режиссеров могли выступать как чиновники, так и частные лица. Режиссеры императорских и государственных театров делегировали постановочные полномочия и функции высшей инстанции — двору или правительству; руководители городских театров - театральных комиссий городских дум; антрепренеры и избранные руководители актерских объединений - профессиональная среда, и, наконец, руководители народных театров - широкая публика, склонная к сценическому творчеству.
После революции ситуация резко изменилась. В театр пришел новый зритель, по выражению К. С. Станиславского, «примитивный по отношению к искусству». Новая власть еще не утвердилась и даже не представляла, какими принципами должна руководствоваться организация культурной жизни. Построение коммунистического общества, предпринятое большевиками, предполагало национализацию производства.
ГЛАВА 2.ПРОФЕССИЯ ПРОДЮСЕР. ФУНКЦИИ ПРОДЮСЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЛЬМОПРОИЗВОДСТВА
2.1. Обзор профессии продюсер: важные знания, навыки требования к профессии
Что означает слово «продюсер»? Дело в том, что в титрах можно назвать разных людей, которые в разных обстоятельствах, а в жизни они могут работать авторами, режиссерами, редакторами. Сегодня профессия продюсера вошла в моду, а само слово едва ли соответствует истинному смыслу профессии.
Самое главное в продюсере то, что он сочетает в себе два базовых знания и навыка, необходимых для выпуска конечного продукта. Первая – это профессиональная творческая составляющая, т.е. все, что касается написания, режиссуры, музыки и всего, что с этим связано. Вторая составляющая – организационно-финансовая.
Редко встречаются головы, где эти компоненты легко сочетаются. Поэтому профессия продюсера встречается редко. Чистых директоров или чистых администраторов по статистике больше, чем продюсеров, что вполне объяснимо.
2.2. Должностные обязанности продюсера
Продюсер делает первую экспертную оценку художественной ценности и экономических параметров кинопроекта.
Продюсер заказывает социологическое исследование предпочтений реципиентов и состояния аудиовизуального рынка, определяет тематические жанровые интересы реципиентов.
Продюсер разрабатывает творческую концепцию фильма, оптимальную тактику его производства и стратегию проекта.
Продюсер ищет возможности для реализации проекта, в том числе финансовые, и контролирует все средства, собранные на производство фильма.
Продюсер заказывает сценарий у автора или покупает готовый сценарий, нанимает режиссера, линейного продюсера, утверждает оператора-постановщика, композитора, главных исполнителей, отвечает за производство и финансирование фильма в целом.
Продюсер заключает договор купли-продажи фильма с дистрибьютором на каждом этапе подготовки фильма. Продюсер может сам выступать дистрибьютором (распространителем) фильма.
Продюсер рассматривает и утверждает литературный и режиссерский сценарий, а также производственный проект.
Продюсер участвует в разработке творческой стратегии на всех этапах кинопроизводства, организует работу и эффективное взаимодействие структур и персонала, задействованных в кинопроизводстве. Производственная компания обеспечивает проект квалифицированными кадрами, способствует максимальному использованию творческого потенциала, знаний и опыта сотрудников, а также созданию для них благоприятных и безопасных условий труда.
Продюсер формирует творческую группу и подписывает необходимые контракты с кинематографистами, входящими в ее состав.
Продюсер проверяет соответствие отснятого материала принятой концепции фильма, утвержденному режиссерскому сценарию и производственному проекту, продюсер лично собирает готовый фильм.
Все творческие и производственные задачи фабрикант решает в пределах прав, установленных регламентом, договором и должностными обязанностями, содержащимися в нем, и поручает другим должностным лицам выполнение определенных производственно-хозяйственных задач.
ГЛАВА 3.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОДЮСЕРСКИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ
В продюсерском корпусе существуют определенные специализации.
Креативный продюсер обычно работает в телесериалах и редко в кино. Он курирует стиль, сценарий, подбор творческих кадров, таких как операторы, художники, актеры. По полномочиям выше режиссера-постановщика. В России часто разные сериалы снимают разные режиссеры, поэтому за целостность проекта отвечает креативный продюсер.
Креативный процесс основан преимущественно на творчестве и психологической составляющей и не имеет жестких логических связей.
Поэтому важную роль в деятельности креативного продюсера играют креативные технологии - креативные инновации, внедряемые в процессе реализации производственного проекта. .
В процессе реализации любого производственного проекта, независимо от того, к какой сфере деятельности он относится – кино, телевидению, музыкальной индустрии, возникает потребность в создании и реализации креативных решений. Обосновывается это главным образом потребностью в новых, необычных и неизвестных идеях, образах, формах творчества.
Продюсер, создавая и продвигая свой проект постоянно на всех этапах его жизненного цикла, следит за эффективным внедрением креативных технологий, так как именно они делают проект востребованным широкой аудиторией и в конечном итоге приводят к получению большой прибыли.
Продюсер, постоянно создавая и продвигая свой проект на всех этапах его жизненного цикла, следит за эффективным внедрением креативных технологий, так как они делают проект популярным у широкой аудитории и в итоге приводят к значительной прибыли, еще один творческий ход зависит от концепции проекта, личности продюсера, настроя зрителей и многих других внутренних и внешних факторов. Поэтому их разработка требует времени и творческого поиска.
Реализация творческого образа связана с умением находить человека и отношения между понятиями и образами по-новому, оригинально, неповторимо и нестандартно.
Способность выдвигать творческие идеи не зависит от интеллектуальных способностей личности, скорее считается, что слишком высокий уровень интеллекта препятствует творчеству. При изучении креативности выявляются черты личности, с которыми она связана.
Зарождение процесса формирования творческого образа создания инновационного проекта требует огромных психологических и интеллектуальных усилий. Для каждого человека существуют различные мотивы, способные побудить его интеллект к рождению образов. И для каждого они эффективны по-своему.
Исполнительный продюсер - специалист, отвечающий за организационные и финансовые вопросы кинопроизводства.
Профессия исполнительного продюсера — это редкое сочетание творческих, технических и административных обязанностей. В российском кино исполнительный продюсер отвечает не только за финансовые и материально-технические аспекты разработки фильма. Как правило, он также участвует в творческом решении задач. Таким образом, роль исполнительного продюсера в производстве фильма первостепенна и не менее важна, чем роль режиссера или сценариста.
В большинстве случаев исполнительный продюсер занимается проектом, который уже имеет свои общие характеристики. Если генеральный продюсер является инициатором и устанавливает свой бюджет, то исполнительный продюсер изначально попадает в установленные рамки, должен стремиться реализовать готовую концепцию и не выходить за рамки бюджета.
Объем обязанностей и ограниченные возможности делают эту профессию особенно сложной и ответственной. Хорошего управленческого бэкграунда и знаний о киноиндустрии недостаточно для карьеры исполнительного продюсера.
3.1. Классификация продюсерских специализаций в разных этапах производства
Производство фильма или видео - это многоэтапный процесс, включающий в себя несколько фаз, начиная от предподготовительного этапа и заканчивая монтажно-тонировочным. Каждый этап производства требует разных продюсерских специализаций, которые являются ключевыми для успешного завершения этапа.
Ниже приведены основные продюсерские специализации, которые могут потребоваться на разных этапах производства фильма или видео:
1. Предподготовительный этап:
• Продюсер-поисковик локаций: отвечает за поиск подходящих локаций для съемок;
• Продюсер-скаут: ищет новых талантов и артистов для ролей в фильме;
• Продюсер-кейтеринг: отвечает за питание команды во время съемок.
2. Подготовительный этап:
• Продюсер-координатор: отвечает за координацию работы команды и распределение ресурсов;
• Продюсер-линейный: контролирует бюджет, сроки и ресурсы проекта;
• Продюсер-консультант по костюмам: занимается выбором и созданием костюмов для артистов.
3. Съемочный этап:
• Продюсер-режиссер: отвечает за качество съемки и руководит процессом съемки;
• Продюсер-постановщик: контролирует организацию сцен, актерскую игру и диалоги;
• Продюсер-пост-продакшн: координирует работу по монтажу и спецэффектам.
4. Монтажно-тонировочный этап:
• Продюсер-монтажер: отвечает за монтаж материала и создание кадрового плана;
• Продюсер-звукорежиссер: занимается звуковым оформлением проекта;
• Продюсер-цветокорректор: выполняет работу по цветокоррекции, чтобы создать желаемую атмосферу и эмоциональную подачу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наши российские кинопроекты обычно долго перерастают в холеный Голливуд, да и сама производственная среда далека от совершенства, потому что в нашем продукте было и всегда есть то, чего нет в западном кино, — это искренность.
Может быть, они отголоски нашего менталитета, но, несмотря на это, в зарубежных фильмах редко встретишь что-то, во что хочется верить, а я верю в наше кино. Конечно мы создаем и поощряем много откровенного "непристойного" во всех сферах. Я даже заметил такую закономерность - чем больше рекламируется товар, тем он хуже по качеству.